Декоративно-прикладное искусство

Отделение «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы» (лицевое шитье) было открыто в Смоленском Межъепархиальном Православном Духовном училище 2010 году и является новым. Базовое художественное образование совпадает с объемом светских художественных училищ. Срок обучения 3 года 10 месяцев. По завершению образования выпускники получают диплом государственного образца по специальности художник-мастер.
Отделение готовит специалистов по традиционному литургическому и современному церковному шитью (лицевому, орнаментальному).



Одной из основных дисциплин профессионального цикла данной специальности является художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства. За период обучения студенты приобретают навыки по изучению основных принципов и закономерностей композиционных построений в декоративно-прикладном искусстве, а так же применение полученных знаний на практике, в творческом процессе проектирования, копирования, варьирования и самостоятельного технологически грамотного исполнения в материале художественных богослужебных изделий церковного назначения.
Процесс обучения направлен на развитие у студентов наблюдательности, фантазии, творческого воображения, художественного видения и творческого мышления. На занятиях изучаются основы проектной графики и макетирования; особенности изобразительных и технологических средств, художественных приемов, материалов и их применения в практической деятельности. Студенты так же изучают ряд образовательных, гуманитарных и профессиональных дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, изучаются такие специальные и профессиональные дисциплины, как иконография, иконописный рисунок, история церковного искусства и др. Также преподаются богословские дисциплины в объеме среднего религиозного образования. Соединение богословских знаний, теоретического и практического изучения церковного и светского шитья открывает перед студентами широкие перспективы профессионального роста.



Под руководством педагогов студенты осваивают технологию исполнения различных видов лицевого и орнаментального шитья, приемы крашения тканей и ниток натуральными красителями, способы переноса рисунка на ткань, приобретаются навыки выполнения иконописных прорисей. За период обучение предусматривается практическое исполнение студентами ряда образцов лицевого и орнаментального и орнаментального шитья: комплектов литургических покровцов, закладок для Евангелия. Педагоги и студенты отделения периодически проходят стажировку в мастерских лицевого шитья при МДАиС. Среди преподавателей отделения высококвалифицированные специалисты, среди которых – члены СХ и СДР.
Отделение располагает прекрасно укомплектованной специальным оборудованием мастерской, электронной библиотекой.



Лицевое шитье
В глубочайшую древность ведет нас драгоценная нить традиций церковного шитья. Разогнув страницы Ветхого Завета, читаем мы в книге Исхода о том, как по повелению и откровению Божию устроялась ветхозаветная скиния. С тех пор и доныне помощь Божия, благословение, вразумление свыше и непрестанная молитва осознаются необходимой основой творчества художников Церкви.
Орнаментальное шитье, как один из древнейших видов декора тканей уже в древности существовал на русской земле. Об этом свидетельствуют как сохранившиеся шитые произведения еще домонгольского времени, так и постоянное упоминание прилежания к рукоделию и вышивке в числе женских добродетелей в сказаниях о святых женах Древней Руси.
Искусство церковной вышивки пришло на Русь из Византии с принятием христианства в конце Х века и достигло там необычайного рассвета. Этот вид служения Богу и Его Церкви был во все времена самым органичным для русских женщин, наряду с исполнением семейного долга и делами милосердия. Почти все русские великие и удельные княгини и княжны, царицы и царевны, трудились в своих светлицах для благоукрашения Церкви.
Воспринятые от Византии традиции церковного шитья получили на Руси дальнейшее и вполне своеобразное развитие. В первую очередь это относится к расширению сферы применения лицевого шитья. Например, появляются неизвестные в Византии шитые походные иконостасы. Наряду с шитыми боевыми знаменами со священными изображениями, получают распространение церковные хоругви. Шитые воздухи, покровы и пелены украшали стены и алтарные преграды и составляли неотъемлемую часть церковного храмового интерьера: пелены вышивались под иконы, на гроба святых клали покровы с их изображением. Особое развитие имеют на Руси большие воздухи-плащаницы, связанные со Страстным богослужением. Благоговение к памяти русских святых приводит к появлению лицевых покровов на раки с их мощами, а почитание святых икон, в особенности Богородичных - к расцвету жанра подвесных лицевых пелен. Что же касается облачений, то лицевое шитье постепенно завоевывает себе место на митрах, клобуках, фелонях, стихарях, орарях и т. п.
Пяльцы, игла, золотые и шелковые нити и ткань основы — вот и все, что было нужно мастеру для создания тех шедевров церковного шитья, которые и по сей день восхищают нас своим совершенством. Этот вид искусства неразрывно связан с иконой и фреской. Сохраняя все декоративные достоинства, лицевое шитье в лучших своих образцах приближается к художественной выразительности и глубине иконного образа, поражая не только красотой рисунка, цвета, пластики, но и совершенным владением всеми особенностями материала — металлических и шелковых нитей, создающих во взаимодействии со светом живую, динамичную поверхность, подобную мозаичной. Недаром это искусство называют живописью иглой, оно открывает возможность свободного воплощения в богослужебных принадлежностях из тканей сложных богословских идей и таким образом, еще глубже вовлекая этот материал в богослужебный синтез искусств, раскрывая перед очами молящихся мистическую реальность божественной литургии.
Древняя традиция лицевого и орнаментального шитья, продолжает жить в наш век машинного производства и нанотехнологий. В противовес столь модным сейчас гладким поверхностям и обезличенным материалам, искусство церковной вышивки предстает перед нами очень осязаемо и материально: фактура ткани, переливы вышитых поверхностей, искусные переплетения шелковых ниток и тончайшие стежки — всё это создает завораживающее ощущение подлинности образа, свидетельствующего о Христе.
Творческое и внимательное отношение к древней традиции позволяет современным мастерам создавать произведения высокого художественного уровня. Очевидно, что сегодня традиция церковного шитья существует не только как археологический артефакт, но и как живое искусство Церкви. В материальном открывается свидетельство о Горнем, подобно тому, которое тысячу лет назад поразило русских послов на византийском богослужении.
Работы студентов отделения лицевого шитья Смоленского православного училища свидетельствуют об актуальности одного из самых своеобразных видов искусства, берущего свое начало с истоков христианства. Его воспитательно-образовательные возможности имеют огромный потенциал в плане приобщения людей к православной культуре, формирования интереса к ней. Следует предположить, что церковная вышивка может способствовать повышению патриотического сознания, развивать художественно-эстетический вкус и утверждать идеалы добра, способствовать интеллектуальному и духовному развитию личности.